Для дошкольников

 

С 2002 года в Верхнетоемском краеведческом музее работает музейно-образовательная программа для дошкольников «Живая старина».

Цель  программы  - воспитание  в  детях  любви  к  родному  краю,  чувства  уважения  к  труду  и  народным  традициям  на  основе  подлинных  памятников  местной  материальной  и  духовной  культуры.

Задачи программы:     

-  пробуждение  интереса  к  родной  истории;

-  расширение  знаний  по истории  края,  культуре  и  быту  местного  населения;

-  развитие  познавательных  интересов.

 

Дошкольники посещают музей 2 раза в месяц. Программа  рассчитана  на  3  года.

 

  В процессе музейного занятия, играя, выполняя творческие задания, взаимодействуя с предметами, дети, опираясь на свой собственный опыт, получают знания. Ребятам предлагаются разнообразные формы проведения занятий: занятие-сказка, путешествие, исследование, сюжетно-ролевая игра. Программа «Живая старина» работает с детьми средней, старшей и подготовительной группы детского сада «Ладушки».

 

Программа занятий «Живая старина» Верхнетоемского музея  с детьми средней группы детского сада «Ладушки».

 

1.В гости к Музейке: знакомство  с музеем.

2.Цикл занятий, знакомящий с изделиями из различных пород деревьев.

2.1. Берёза: ступа, жернова, тележное колесо.

2.2.Береста: лапти, шаркунок, ножны, туес, пастушья труба.

2.3. Сосна: мутовка, дом.

2.4. Ель: прялка, ткацкий станок.

2.5. Лиственница.

2.6. Черёмуха.

2.7. Осина: посуда.

3. Глина: игрушки

 

Программа занятий «Живая старина» Верхнетоемского музея  с детьми старшей группы детского сада «Ладушки».

 

Основные темы:  посуда,  предметы освещения, освещение, женское  ремесло.

 

 1.Посуда.

            Из глины: кринка, горшок,  корчага, латка, кувшин.

            Из металла: братынь, рукомой, таз, поднос, пивные стаканчики. Самовар.

            Плетёная посуда: из корней сосны, из ивы.

            Долблёная посуда: ковши, стопкари, корыта.

            Бондарная посуда: ляговки, ушаты, бочонки.

            Посуда для хлеба. Игра «Испечем мы каравай».

2.         Освещение  крестьянской избы: лампы,  светильно, подсвечники.

3.         Полотенце и  его  роль.

4.         Ткацкий  станок, прялка, швейка.

5.         Чем  гладили  бельё: каток,  утюги.

 

Программа занятий «Живая старина» Верхнетоемского музея  с детьми подготовительной  группы детского сада «Ладушки».

 

Основные  темы: промыслы  и  ремёсла, одежда,  головные  уборы,  обувь,  орнамент, искусство. История  Верхней  Тоймы: первоначальные сведения.

 

 

1. Промыслы  и  ремёсла.

1.1. Земледелие.  Основные  орудия  труда:  соха, борона, коса - горбуша, кичига, цеп-молотило.

1.2. Скотоводство: вертлюг, подойник, колокол-ботало, пастушья труба.

1.3. Русская  тройка. Упряжь (узда, хомут, седло).

1.4. Колокольчики.

1.5. Охота: лузан, рогатина, пороховница.

1.6. Рыболовство: острога. Морда.

1.7. Лесозаготовки: пила, топор, багор.

1.8. Отхожий  промысел.

 

2. Одежда. Обувь. Головные  уборы.

2.1. Женская  одежда: становина, сарафан, пояс, юбка, кофта.

2.2. Мужская  одежда: рубаха, порты, пояс.

 2.3. Обувь: лапти, сапоги, уледи, ботинки.

 2.4. Головные уборы.

 

 3.Орнамент.

 3.1.Ромб,  крест  как  знаки  солнца,  древо жизни  на  наподольницах, полотенцах,  поясах.

 

4.Искусство.

4.1. Понятие  о  художнике, живописи, портрете, пейзаже, автопортрете.

 

5.Село Верхняя Тойма.  Первоначальные  сведения.

6.Игра  «Мы  строим  музей».